- Лоренс (Lawrence), Ларс
- псевд.; наст. имя Филип Стивенсон (Stevenson)(31.XII.1895, Нью-Йорк - 21.IX.1965, Алма-Ата)прозаик, драматург, киносценарист.Сын состоятельного адвоката, поступил в Гарвард, но прервал занятия, чтобы записаться в армию, так как верил обещанию президента В. Вильсона, что «эта война покончит с войнами». После демобилизации и окончания университета заболел туберкулезом легких и переехал жить в Нью-Мексико, где стал участвовать в рабочем движении.Первая книга Стивенсона - сборник рассказов «Семеро детей» (Seven Children, 1927). За ним последовали романы «На кракю гнезда» (The Edge of Nest, 1929), «Евангелие в школе св. Луки» (The Gospel According to St. Luke's, 1931), трехактная пьеса «Меткий выстрел» (Sure Fire, 1931) о легендарном грабителе и головорезе прошлого века Молодчике Билли.Среди десятка одноактных драм Стивенсона, которые игрались на сценах рабочих театров, выделяется трилогия «Буря» (Big Wind, 1933–1934), которая затрагивала различные стороны национальной жизни периода депрессии: вашингтонскую политику, безработицу, забастовки. Драма «Чего это стоит» (What It Takes, 1936) предвосхищает проблематику «Смерти коммивояжера» А. Миллера.В 1935 г. Стивенсон работает театральным пресс-агентом в Нью-Йорке, сотрудничает в левой печати, избирается секретарем Лиги американских писателей (1937). После 1944 г. Стивенсон работает в Голливуде, он - автор сценария известного фильма о второй мировой войне «Солдат» (G. I. Joe, 1945) и La Rosa Blanca по роману его друга, немецкого писателя Б. Травена «Белая роза». Был редактором левого литературного журнала «Калифорния куотерли» (1951–1956). В период «холодной войны» попал в «черные списки» и был вынужден продолжать литературную работу под псевдонимом Ларе Лоренс. Вымышленное имя и значится на книгах его 5-томного цикла «Семена» (The Seed), над которым он работал с 1948 г. и который закончил за три месяца до смерти. Цикл состоит из романов «Утро, полдень и вечер» (Morning, Noon and Night, 1954, рус. пер. 1968), «Из праха» (Out of Dust, 1956), «Старый шут закон» (Old Father Antic, 1961, рус. пер. 1981), «Обман» (The Hoax, 1961), «Посев» (The Sowing; не издавался, сохранился в рукописи).Действие цикла происходит в середине 30-х гг., когда в вымышленном угледобывающем городке Реата в северо-западной части Нью-Мексико полиция открыла стрельбу по мирной толпе шахтеров, недовольных выселением из жилищ за неуплату аренды местному сенатору. Несколько человек ранены, один рабочий мертв; в общей суматохе случайной пулей убит шериф. Под предлогом поисков «преступника» заправилы города и штата начинают травлю «красных» - руководителей профсоюза, активистов из Совета безработных, коммунистов; арестованы десятки мужчин и женщин. Весть о расправе облетает всю страну. Развертывается многомесячная кампания за освобождение невинных людей. Главная роль в ней принадлежит адвокату Фрэнку Хогарту, ветерану партии, встречавшемуся с В. И. Лениным. «Дело о бунте» переносится в высокие судебные инстанции. Конфликт помещается в контекст действия американской демократии периода рузвельтовского «нового курса» со всеми его противоречиями. Борьба за кусок хлеба перерастает в битву идей.Прогрессивная критика называла романы Лоренса «панорамными», имея в виду полифоничность прозы писателя, временной и пространственный охват цикла, явно тяготеющего к эпичности, и, главное, их поэтику. События попеременно преломляются в индивидуальном восприятии главных персонажей (их около тридцати), людей разного возраста, национальности, уровня образованности, социального положения, занятий. Многообразие, смена и столкновение повествовательных «точек зрения» создают эффект стереоскопичности происходящего.В связи с новаторским художническим опытом Стивенсона, который применил традиции «пролетарского романа» 30-х гг. в новых исторических условиях, критик-марксист С. Финкелстайн писал: «Мы говорим о социалистическом реализме как о какой-то загадочной и таинственной проблеме, которая не укладывается в наши представления, и не замечаем порой, как под самым нашим носом появляется то, что наталкивает на решение этой проблемы».Г. Злобин
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.